Доклад заместителя председателя Правительства Красноярского края — министра финансов Красноярского края В.В. Бахаря

Доклад заместителя председателя Правительства Красноярского края — министра финансов Красноярского края В.В. Бахаря

Доклад заместителя председателя Правительства Красноярского края — министра финансов Красноярского края В.В. Бахаря на публичных слушаниях по проекту краевого бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов

30.11.2018

Уважаемый Дмитрий Викторович!

Уважаемые коллеги!

Свой доклад начну с особенностей и новых задач, предусмотренных проектом бюджета на очередной трехлетний период. Затем расскажу о подходах и принципах формирования доходов и расходов бюджета, представлю его параметры. Последний блок моего выступления традиционно будет посвящен межбюджетным отношениям с территориями.

Все вы знаете, что в основу нынешнего бюджетного процесса на всех уровнях управления заложены два ключевых документа: новый 204-ый Указ Президента, в котором сформулированы национальные цели и стратегические задачи развития, и Стратегия пространственного развитии России до 2025 года.

Ключевыми элементами Указа являются 12 нац.проектов и разрабатываемые в их развитие федеральные проекты, а также комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Безусловно, краевая бюджетная политика встроена в общий федеральный контекст. В настоящее время идет работа с федеральными органами власти по наполнению региональной составляющей федеральных проектов.

Кроме того, проектом Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года в составе Российской Федерации планируется выделение 14 макрорегионов, в том числе Енисейского. Основой его развития способен стать комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь», который в настоящее время готовится к реализации.

Помимо общефедеральных задач, мы ставим перед собой и наши задачи, краевые. И главная среди них – содействие устойчивому развитию муниципальных образований края. Губернатор края Александр Викторович Усс поставил перед нами серьезную задачу по росту налогового потенциала территорий, повышению эффективности земельно-имущественного комплекса. В крае создана межведомственная комиссия по мобилизации доходов с участием налоговой службы, Росреестра, службы судебных приставов, органов местного самоуправления. Мы уже наметили план совместных действий, будем и дальше двигаться в заданном направлении. Задачи органам местного самоуправления также обозначены, работа организована.

Есть ряд других задач в области налоговой политики: стимулирование развития малого бизнеса, изменение подходов к оценке эффективности налоговых льгот, повышение качества администрирования доходов и другие. Сохраняется преемственность бюджетной политики в отношении таких задач, как подготовка к зимней Универсиаде в городе Красноярске, повышение эффективности бюджетных расходов, снижение дефицита и стабилизация государственного долга.

Как и в предыдущие годы, в федеральное законодательство внесен ряд изменений. Из основных изменений, которые повлияют на доходы краевого бюджета, – это исключение с 1 января 2019 года движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, как принятое на учет до 1 января 2013 года (по которому налог поступал в бюджет), так и принятое на учет после 1 января 2013 года (по которому в последние годы действовала федеральная льгота). В результате такого решения поступления по налогу заметно снизятся.

При этом также принято решение о частичной компенсации выпадающих доходов через увеличение нормативов распределения по субъектам РФ акцизов на крепкий алкоголь.

Одновременно с этим, не все изменения федерального законодательства сегодня возможно учесть при планировании бюджета. Например, невозможно оценить влияние введения налога на дополнительный доход или увеличения ставки НДС с 18 до 20%. НДС полностью поступает в федеральный бюджет, но его увеличение может снизить финансовый результат организаций, соответственно, и налоги в краевой бюджет.

Следующая информация всегда вызывает повышенный интерес: сколько налогов и сборов собирается с территории края и сколько здесь остается. Если раньше объем налогов и сборов составлял 500 – 600 млрд рублей, то в текущем году, по предварительной оценке, ожидается более 800 млрд рублей! Этот прирост происходит в основном за счет роста таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, НДС, которые поступают в федеральный бюджет. Таким образом, в доходы федерального бюджета поступит 585 млрд рублей, а в крае останется 232 млрд рублей.

При этом хочу отметить, что собственные доходы консолидированного бюджета края за последние годы показывают стабильно растущую динамику, однако темпы роста доходов федерального бюджета за последние 3 года значительно выше темпов роста доходов бюджета края.

Частично доходы, поступающие в федеральный бюджет, возвращаются к нам обратно в виде безвозмездных поступлений. Но из 585 млрд рублей, которые федеральный бюджет получит в текущем году от Красноярского края, вернутся в край только 39! Это еще раз показывает необходимость изменения подходов на федеральном уровне в части межбюджетных отношений. И мы, безусловно, совместно с нашими депутатами продолжим работу в этом направлении.

Продолжая тему доходов, напомню, что поступления в бюджет Красноярского края сильно зависят от поступлений ряда крупных налогоплательщиков. Налоговые платежи десяти основных компаний обеспечивают более половины (51%) доходов краевого бюджета, в том числе около 80% всех поступлений по налогу на прибыль организаций (из них 3 компании формируют 42% доходов и 65% налога на прибыль).

Отраслевая структура доходов краевого бюджета, традиционно имеет ярко выраженную экспортно-сырьевую направленность. Основную часть поступлений по-прежнему обеспечивают металлургическое производство и добыча полезных ископаемых, представленные компаниями «Норильский никель», «Роснефть», «Полюс Красноярск», «РУСАЛ». Это в свою очередь определяет высокую конъюнктурную зависимость доходов бюджета от ситуации на мировых сырьевых и валютном рынках. Самым чувствительным к ценам на металлы, нефть и курсу доллара является налог на прибыль экспортно-ориентированых организаций. Его доля в общем объеме налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета составляет около 30% или почти 59 млрд рублей.

В этой связи мы должны для себя понимать и быть готовы, что любое снижение цен на цветные металлы и нефть относительно прогнозных, резкие колебания курса доллара могут привести к существенному снижению налога на прибыль и необходимости пересмотра расходов бюджета.

Исходя из названных мной условий, с учетом второго варианта прогноза социально-экономического развития края, который представил Егор Евгеньевич, сформированы собственные доходы краевого бюджета. Их общий объем на 2019 год прогнозируется в объеме около 204 млрд рублей без учета целевых средств из федерального бюджета. Из них 12 млрд рублей (около 6% собственных доходов) являются источниками формирования регионального дорожного фонда.

Собственные доходы в 2015-2018 годах имеют динамику ежегодного роста. Небольшое снижение в 2019 году обусловлено сокращением дотаций из федерального бюджета.

В текущем году мы получили значительные дополнительные дотации на повышение заработной платы работников бюджетной сферы, повышение минимального размера оплаты труда с учетом решения Конституционного Суда, благоустройство и ремонт дорог в городе Красноярске, а также поощрительную дотацию за рост налогового потенциала. В целом объем дотаций составил 9,4 млрд рублей. На следующий год краю предусмотрено пока 4,4 млрд рублей в 2019 году.

Переходя к расходам краевого бюджета, отмечу, что безусловным приоритетом здесь является выполнение всех социальных обязательств и гарантий, предусмотренных действующим законодательством. При формировании проекта бюджета проиндексирован целый ряд социально значимых расходов. Так, с 1 октября 2019 года запланирована системная индексация расходов на оплату труда работников бюджетной сферы края на 4,3 процента в соответствии с подходами, принятыми на федеральном уровне. Об этом я еще скажу далее. На 3,9 процента в 2019 году индексируются публичные нормативные обязательства и расходы на питание в учреждениях. Индексация расходов на коммунальные услуги в 2019 году составит 5,1 процента. Фонд финансовой поддержки муниципальных образований края увеличится на 7 процентов.

На реализацию национальных проектов в Красноярском крае за три года предполагается направить более 33,6 млрд рублей, в том числе 21 млрд рублей – за счет средств федерального бюджета и более 12,6 млрд рублей – за счет краевого. Хочу сказать, что это далеко не все средства. В настоящее время продолжается работа с федеральными органами власти по участию края в нацпроектах (пока мы видим участие края в восьми из двенадцати нацпроектов). Например, еще не распределены средства регионам на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Таким образом, дополнительные федеральные средства появятся позже.

Учтенные в настоящее время расходы, безусловно, позволят ускорить социально-экономическое развитие края. Например, в рамках нацпроекта «Демография» за три года будут построены дополнительно 14 детских садов в первую очередь для детей от от 1,5 до 3 лет. Таким образом, в течение трех лет в Красноярском крае планируется создать более 3 тысяч мест в детских садах. Кроме того, 6,4 тыс. семей ежегодно будут получать ежемесячную выплату при рождении первого ребенка (в городе Красноярске размер выплаты составит 11 589 рублей с дифференциацией по краю).

В рамках национального проекта «Здравоохранение» предполагается переоснащение медицинских организаций, оказывающих помощь больным онкологическими заболеваниями; развитие материально-технической базы детских поликлиник; оснащение региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений; создание и замену фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населенных пунктов с численностью населения от 100 до 2000 человек.

Дополнительные федеральные средства в течение планового периода будут направляться на модернизацию объектов спортивной инфраструктуры, приобретение спортивного оборудования и инвентаря для организаций спортивной подготовки, а в сфере культуры – на поддержку творческой деятельности и оснащение детских и кукольных театров.

3,2 млрд рублей за счет федеральных средств предусматривается на три года на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а 1 млрд рублей в 2019 году – на реализацию мероприятий по созданию метрополитена в г. Красноярске. По нацпроекту «Экология» планируется строительство и реконструкция 11 объектов водоснабжения в городах Канске, Назарово, Бородино, Енисейске, а также Северо-Енисейском, Таймырском Долгано-Не́нецком, Эвенкийском, Курагинском, Березовском и Дзержинском районах.

В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» дополнительно выделяется из федерального бюджета около 400 млн рублей. Общий объем средств по программе «Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды» составит 1,3 млрд рублей в 2019 году. Федеральные средства будут направлены также на строительство и реконструкцию объектов питьевого водоснабжения, на введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке твердых коммунальных отходов.

Механизм реализации проектов предполагает, что финансирование региональной составляющей нацпроектов будет осуществляться на условиях софинансирования в пропорции 95% – федеральный бюджет и 5% – краевой бюджет в отношении новых направлений расходов и 75 на 25% в отношении действующих.

Поскольку на федеральном уровне окончательно не утверждены условия софинансирования субъектов в реализации национальных проектов, для обеспе́чения нашей доли софинансирования мы предусмотрели в проекте краевого бюджета резерв средств в объеме 500 млн рублей. Кроме того, на финансирование нацпроектов будут

направлены и те средства, которые уже есть в проекте бюджета в рамках госпрограмм и которые напрямую связаны с решением поставленных задач. Таким образом, средства на реализацию региональных проектов будут отражаться в краевом бюджете ко второму чтению.

Проектом бюджета запланирована реализация 22 государственных программ. 2/3 расходов (66,6% или 140,5 млрд рублей) приходится на 13 программ, направленных на повышение качества жизни населения. Это программы развития образования, здравоохранения, социальной поддержки населения и другие. 16,8% расходов (35,6 млрд рублей) – это 6 программ поддержки отраслей экономики – транспорта, сельского хозяйства, лесного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, повышения энергоэффективности, поддержки предпринимательства и развития инновационной системы. Еще примерно столько же (35,3 млрд рублей) составляют 3 программы по направлению «эффективный регион» (управление гос. финансами, содействие развитию местного самоуправления, укрепление единства нации).

Проект бюджета предусматривает значительное увеличение нагрузки на расходную часть в связи с повышением заработной платы работников бюджетной сферы. Данное повышение планируется с учетом федеральных подходов в трех направлениях. Первое. Мы продолжим выполнение майских указов Президента 2012 года, т.е. будем сохранять достигнутые соотношения заработных плат категорий работников, подпадающих под указы, к средней по краю. Поскольку средняя зарплата в экономике растет, очевидно, что потребуются дополнительные средства на эти цели. Второе. Предусмотрены средства на повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ), планируемое с 1 января 2019 года, и на обеспечение принятого решения о повышении МРОТ с 1 сентября 2018 года. Третье. Всем остальным работникам, которые не подпадают под указы и у которых зарплата выше МРОТ, предусмотрена индексация зарплаты с 1 октября 2019 года на 4,3%. Также важно отметить, что мы будем проводить работу по анализу тех диспропорций в уровнях оплаты труда, которые возникли в результате реализации указов и повышения минимального размера оплаты труда, и готовить предложения по совершенствованию системы оплаты труда. Общее увеличение нагрузки на краевой бюджет в связи с повышением заработной платы в 2019 году составит 9,5 млрд рублей.

С учетом дополнительных решений по повышению заработной платы будет происходить изменение структуры расходов в 2019 году. Расходы в рамках перечня строек и объектов снизятся на 10 млрд рублей, что обусловлено завершением строительства и реконструкции объектов Универсиады. А расходы на оплату труда работников бюджетной сферы возрастут, как я уже сказал, почти на 10 млрд рублей. Таким образом, доля расходов капитального характера станет несколько меньше, а доля текущих расходов возрастёт. С учетом задачи Губернатора края о смещении после проведения Универсиады акцентов бюджетной политики в сторону территорий края строительство объектов теперь будет сконцентрировано не только в Красноярске, но и в городах и районах края. В проект бюджета включены социальные объекты, строительство которых давно откладывалось «на потом».

В ближайшие три года, помимо мероприятий в рамках нацпроектов, за счет средств краевого бюджета будут строиться 15 школ и 1 образовательный центр. Планируется построить 9 детских садов и 4 спортивных зала в школах. В следующем году планируется завершить реконструкцию стадиона в Ачинске, ввести в эксплуатацию физкультурно-спортивный центр в селе Ермаковском, начать строительство новых спортивных объектов в Красноярске, Емельяновском районе, селе Новоселово, Туруханске, Абане и селе Верхнепашино Енисейского района. В сфере здравоохранения продолжится расширение онкологического центра, планируется возведение 41 ФАПа, а также начало строительства поликлиники в мкр. «Покровский» города Красноярска, родильного дома в Шарыпово и акушерского корпуса в Енисейске. Также проектом бюджета предусмотрено продолжение реставрации объектов культурного наследия в Енисейске к 400-летию города, строительства Центра культурного развития и реконструкции драматического театра в Минусинске. Начнется строительство 8-ми объектов жилищно-коммунального хозяйства в территориях края. Предусмотрены средства на разработку ПСД на строительство нескольких новых социальных объектов.

В дорожной отрасли планируется реконструировать обход г. Красноярска, дороги Красноярск – Солонцы и Красноярск – Элита. Продолжится капитальный ремонт автодороги Епишино – Северо-Енисейский. В рамках дорожного фонда традиционно предусмотрен 1 млрд рублей на ремонт дорог местного значения. Помимо этого, бюджет будет решать несколько новых задач, таких как обновление судов вместо отслуживших свой срок теплоходов «А.Матросов» и «В.Чкалов», ремонт аэропорта в Хатанге. Возобновится программа переселения граждан из аварийного жилья.

Уважаемые коллеги!

Переходя к теме межбюджетных отношений, напомню, что на прошедшем в августе X съезде Совета муниципальных образований Губернатор края отметил, что 2019 год должен стать годом территорий. Поэтому в бюджетной политике края на предстоящие три года мы выделяем соответствующий новый акцент. Почти половина расходов краевого бюджета – около 98 млрд рублей – пойдёт на нужды территорий по различным направлениям. Но финансовая составляющая здесь далеко не главная. Важнее осуществить перезагрузку всей локальной экономики территорий. Это задача всех органов исполнительной власти и, конечно же, органов местного самоуправления.

Как на эту задачу будет работать бюджетная и налоговая политика? Во-первых, мы продолжим совершенствование межбюджетных отношений в крае, будем совершенствовать механизмы расчета и предоставления финансовой помощи территориям. Во-вторых, разработаем комплекс мер, направленных на увеличение доходной базы местных бюджетов, повышение инвестиционной привлекательности территорий, развитие предпринимательской деятельности и малых форм хозяйствования в сельской местности. В рамках межведомственной комиссии по мобилизации доходов с участием налоговой службы, Росреестра, службы судебных приставов, органов местного самоуправления продолжим работу по выявлению объектов недвижимости, не облагаемых имущественными налогами.

Безусловно, мы понимаем, что эффективность работы с доходами нужно повышать. Нужны новые стимулы к наращиванию налогового потенциала! Сегодня у нас в крае действует система поощрения муниципальных образований за рост налогового потенциала. Ежегодно 50 млн рублей распределяется между двадцатью муниципальными образованиями, достигшими наилучших показателей. Для получения указанных средств территории должны проводить мероприятия по увеличению налоговых и неналоговых доходов. Однако, как показывает практика, не все территории, даже войдя в двадцатку лучших, представляют в срок заявку, тем самым лишая себя дополнительных средств из краевого бюджета.

Таким образом, мы сегодня рассматриваем иной подход для повышения заинтересованности в наращивании налогового потенциала, который заключается в следующем. В настоящее время при расчете дотации на сбалансированность учитывается прогнозный объем доходов территории. Мы рассматриваем вопрос по изменению существующей формулы так, чтобы прирост отдельных источников не учитывался и оставался в территориях.

Сегодня шесть видов налогов стопроцентно поступают в местные бюджеты. Это:

– налог на имущество физических лиц;

– налог на вмененный доход;

– арендная плата за землю;

– земельный налог;

– единый сельскохозяйственный налог;

– налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения.

В новой системе поощрения, на первом этапе, предлагается задействовать четыре налога из перечисленных мной шести, на сбор которых органы местного самоуправления могут реально повлиять. Общая сумма поступлений по этим четырём источникам в 2017 году составила 4,6 млрд руб.

Предлагаем пока не учитывать налог на имущество физлиц, так как с 2019 года меняется порядок исчисления налога в связи с переходов на кадастровую стоимость, и не учитывать единый налог на вмененный налог, так как он будет отменен с 2021 года. Этот вопрос сейчас тщательно прорабатывается в министерстве и в дальнейшем будет вынесен на обсуждение и с депутатами, и с главами муниципальных образований. Наша общая задача – разработать и запустить совершенно новые меры по стимулированию муниципальных образований края к наращиванию налоговой базы, в которых будут заинтересованы территории!

Также мы будем совершенствовать систему межбюджетных отношений в сфере реализации территориями переданных государственных полномочий. С 2019 года будет внедрена практика предоставления субвенций из краевого бюджета на основании заключенных с органами местного самоуправления соглашений. В соглашениях будут приведены целевые показатели, которые необходимо будет достичь. Так мы планируем повысить качество реализации переданных полномочий. В 2019 году продолжится реализация государственной программы края «Содействие развитию местного самоуправления». Важно, что в следующем году увеличится объем финансирования по подпрограммам «Поддержка местных инициатив» и «Совершенствование территориальной организации местного самоуправления».

Необходимо отметить, что в последнее время мы уделяем все бо́льшее внимание вовлечению граждан в бюджетный процесс. Начиная с 2017 года объем программы поддержки местных инициатив увеличился в 2 раза (с 60,0 до 120,0 млн рублей), а количество участников возросло с 65 поселений в 6-ти муниципальных районах до 197 поселений в 15-ти муниципальных районах в 2019 году. Расширение географии конкурса «Берег Енисея» отражает не только работу органов государственной власти и местного самоуправления, но и желание населения участвовать в общественной жизни муниципалитетов. Так, при непосредственном участии граждан с момента начала действия программы было отобрано 150 проектов, связанных с благоустройством общественных пространств, ремонтом учреждений культуры, модернизацией объектов ЖКХ и т.д.

Еще одно отдельное мероприятие программы – «Совершенствование территориальной организации местного самоуправления» – появилось в рамках программы только в 2018 году, хотя сам процесс преобразования поселений не является для муниципальных образований новым. Исходя из условий мероприятия, поощрение муниципальных образований за совершенствование территориального устройства осуществляется в виде иного межбюджетного трансферта, предоставляемого в году, следующем за годом объединения поселений, в расчете 2,5 млн рублей на каждое объединившееся поселение.

И здесь следует отметить интерес муниципальных образований к объединению. Изначально в рамках программы на 2019 год было предусмотрено всего 10 млн рублей, из расчёта 4 преобразуемых поселений в 2 муниципальных районах. Фактически же, претендовать на получение трансферта в следующем году могут 5 муниципальных районов – Абанский, Емельяновский, Козульский, Пировский и Тюхтетский. Причем объединение поселений в Тюхтетском районе уже фактически состоялось – соответствующий закон был принят Законодательным Собранием края во втором чтении. По Пировскому району проект закона рассмотрен в первом чтении.

Соответственно, был увеличен и объём средств краевого бюджета для предоставления трансфертов – до 25 млн рублей, которые могут быть направлены муниципальными образованиями на развитие объектов инфраструктуры поселений, приобретение основных средств и материальных запасов, оформление прав собственности на объекты коммунальной инфраструктуры. Работа в направлении объединения поселений будет продолжена и в 2019 году – предложения о территориальных преобразованиях были озвучены тремя муниципальными районами. Прошу глав других муниципальных образований края еще раз проанализировать свои возможности, посмотреть опыт территорий и там, где это востребовано, провести необходимые мероприятия.

С учетом изложенных подходов параметры проекта краевого бюджета на 2019 год по итогам первого чтения выглядят следующи

Доходы – 223,7 млрд рублей, в том числе собственные доходы – 203,9 млрд рублей, из них:

– налоговые и неналоговые доходы – 198,6 млрд рублей;

– дотации из федерального бюджета – 4,4 млрд рублей;

– прочие безвозмездные поступления – 0,9 млрд рублей;

целевые средства из федерального бюджета – 19,8 млрд рублей;

Расходы краевого бюджета в 2019 году составят 237,1 млрд рублей,

в том числе собственные – 217,4 млрд рублей.

Дефицит краевого бюджета будет постепенно снижаться по годам, и через два года мы предполагаем выход на бездефицитный бюджет.

Объем государственного долга (без учета бюджетных кредитов) будет сохраняться на безопасном уровне – не более 60% от налоговых и неналоговых доходов бюджета. По нашим прогнозам, в 2020 году государственный долг края стабилизируется и в последующем мы сможем перейти к его постепенному погашению.

Уважаемые коллеги! Нынешний бюджетный процесс очень сложный. Работа ведётся одновременно в нескольких плоскостях: на федеральном уровне по участию края в нацпроектах, на краевом уровне – работаем в комитетах Законодательного Собрания края, взаимодействуем с депутатами, органами местного самоуправления, экспертами, на местном уровне идет рассмотрение бюджетов территорий. При этом точка в бюджетном процессе не ставится. Очевидно, что даже уточненные по итогам первого чтения параметры не являются окончательными. В настоящее время в проекте федерального бюджета еще остаются не распределенные резервы на нацпроекты, а это значит, что мы будем продолжать работать с Федерацией по выделению краю дополнительных средств. Словом, будем стараться делать всё для социально-экономического развития страны и края, о котором говорил Президент в своём указе. Безусловно ждем от Вас, коллеги, предложений по проекту бюджета для того чтобы учитывать их при принятии бюджета во втором чтении. Спасибо за внимание! Всем желаю успехов

Поделиться ссылкой:

Admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *