Доступная среда для всех и для каждого

Доступная среда для всех и для каждого

Целью государственной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов, является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»)*.

Согласно Конвенции ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года, инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности.

Конвенцией ООН «О правах инвалидов» определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности.

Первый определен как принцип «универсального дизайна», который предусматривает «дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей». Пользуясь российской терминологией, именно в этом случае можно говорить о создании безбарьерной среды, когда необходимо обеспечить беспрепятственный доступ к объектам и услугам всем гражданам независимо от имеющихся ограничений жизнедеятельности. Важно помнить, что «универсальность» и «безбарьерность» могут быть обеспечены и путем применения вспомогательных устройств и технологий (и помощников).

Второй принцип трактуется Конвенцией ООН «О правах инвалидов» как «разумное приспособление», или «внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем» для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. В российской версии аналогом этого подхода представляется понятие «адаптивная» или «адаптированная» среда жизнедеятельности, когда речь идет о разумном, с точки зрения соизмерения необходимости и возможности, приспособлении окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учетом, с одной стороны, его потребностей и, с другой стороны, имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

На протяжении нескольких лет администрация КГБДОУ «Берёзовский детский сад» уделяет серьёзное внимание вопросам обеспечения доступных, безопасных и комфортных условий для инвалидов и МГН (маломобильных групп населения) в учреждении. Совместно с представителями общественных организаций проведено обследование здания с целью оценки состояния доступности объекта и определения системных мер, направленных на обеспечение доступности инвалидов и других МГН, а также совершенствование системы реабилитации и повышения эффективности реабилитационных услуг. В детском саду разработан «Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования» и план мероприятий по созданию доступной среды для лиц с инвалидностью на период до 2030 года, который реализуется ежегодно. Добиться значительных результатов в текущем году стало возможным благодаря поддержке министерства образования Красноярского края и финансированию в рамках государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.12.2015г. №1297.

Для создания условий получения качественного образования детьми с нарушениями слуха и речи в детский сад приобретено специальное оборудование (диагностическое — дидактические пособия сенсорного развития, реабилитационное — ходунки для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), установлены поручни в санитарных комнатах, демонтированы дверные пороги, установлены стационарный и откидной пандусы, размещены информационно-указательные таблички, тактильные плитки, световые маяки, информационные таблички с дублированием шрифта Брайля, подключены информационные системы «Исток А2» и «Исток И2» с индукционной петлей, системы вызова помощника, табло с бегущей строкой и др. Деятельность администрации детского сада в данном направлении получила положительную оценку со стороны общественной организации и родителей воспитанников.

Можно с уверенностью сказать, что созданная доступная среда в образовательной организации позволит инвалидам реализовать в полной мере свои права на реабилитацию и получение образования, как равноправных членов общества.

*Методическое пособие Министерство труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2012г. “Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность”.

Поделиться ссылкой:

Admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *