Пять звезд над килем

Пять звезд над килем

Модернизированный “Максим Горький” готовится к круизам по Енисею

Это будет не просто тур – премиальная экспедиция с полным этнографическим погружением. Одиннадцатидневное путешествие от краевой столицы до заполярной Дудинки и почти двухнедельное возвращение вверх по течению. В салоне, который после масштабной реконструкции превратится в VIP-отель.

Прикосновение к традициям эвенков, ненцев, долган. Таежная уха из собственноручно пойманных сига, чира, муксуна, нельмы. Эксклюзивный вертолетный бросок на недоступное гостям-одиночкам, занесенное в список природного наследия ЮНЕСКО плато Путорана.

Никогда раньше столь заманчивого пакета услуг великая сибирская река не предлагала.

Доплыть до паспортного стола

“В советские годы деньги на содержание флота никто всерьез не считал, – вспоминает гендиректор “Пассажирречтранса” Иван Шевченко. – Отпускников со всего Союза снабжали госдотациями. Без сервисных изысков, зато за символическую плату заполненные под завязку теплоходы до октября катали их на севера. Особые условия состоятельным, в том числе иностранным отдыхающим мог предоставить только четырехпалубный красавец “Антон Чехов”. Но осадка у него – 2,8 метра, а енисейский фарватер в порожистых местах допускает не более 2,4. Договаривались с Красноярской ГЭС, чтобы воды подбросила. Пришлось с флагманом расстаться. Сменив на заре тысячелетия прописку, курсирует на линии Санкт-Петербург – Кижи – Углич – Москва. А на Енисее до недавнего времени оставались лишь два близнеца – “Валерий Чкалов” и “Александр Матросов”, за кормой у которых без малого 70 навигаций.

Капитан Юрий Синцов: В затоне Красноярского судоремзавода “Максим Горький”, по сути, рождается вновь. Фото: Золик Мильман

Для массового туризма пары трудяг-ветеранов было, конечно, недостаточно. Однако давайте не забывать о социальной специфике главной водной артерии края: для десятков сотен жителей прибрежных селений это – единственная дорога. К паспортному столу, ЦРБ, ЗАГСу, большой земле. Под пассажирские перевозки “заточены” и рожденные в Зеленодольске быстроходные стоместные теплоходы проекта А45-1 (первые четыре несколько лет назад стали ходить от Енисейска до Бора). Прежде чем их создать, конструктор специально к нам приезжал. Говорю ему: “Тонны четыре груза надо предусмотреть, потому что местный народ что только ни перевозит: мешки с мукой, сахаром, макаронами, пилы, колеса автомобильные, лодочные моторы, домашний скот”. Недоверчиво улыбается. А в Ярцево видит – бабка козу за веревку на трап тянет!”.

Лифт над пристанью

Тем не менее разворачивается борьба и за праздного клиента. За часовую полукилометровую прогулку на частной палубе взрослый выложит 800 рублей, ребенок до 12 лет – 600, малыш до трех лет – три сотни. Пройтись по Красноярскому морю к заповедному заливу Бирюса на яхте или в салоне скоростного катера – удовольствие точно не для бедных.

“Рано или поздно конкуренция “демократизирует” цены”, – не сомневаются в краевом агентстве по туризму. Ну а пока школьникам, студентам, многодетным семьям, инвалидам, ветеранам стали предлагать краеведческие туры – с 30-50-процентной скидкой. Муниципалитетам для организации рекреационных зон предоставляют субсидии, турбизнесу часть затрат компенсируют.

В итоге спрос на речной отдых динамично растет, а банк инициатив пополняется инфраструктурными идеями: от благоустройства пристаней до сооружения на крутых берегах панорамных лифтов.

На пригородных линиях обрели популярность мини-теплоходы “Куприян”, “Юнга”, “Товарищъ”, походы на Крайний Север прошлым летом возобновил отреставрированный 56-местный “Близняк”.

Первые счастливцы уже предвкушают полное этнографическое погружение, изысканные блюда северной кухни, вертолетный бросок на уникальное плато Путорана

“Флот, безусловно, нуждается в среднемагистральных судах, – убежден замминистра транспорта Красноярского края Дмитрий Зотин. – Импортные слишком дороги. На отечественных верфях их раньше не строили. Но при активном участии сибиряков питерцы проработали интересный эскизный проект, который пойдет в серию. Пять миллиардов рублей на постройку двух теплоходов уже выделены. Года через три получим их в эксплуатацию по схеме лизинга. От глубокой перекройки “Чкалова” и “Матросова” мы отказались. А вот одна из судоходных компаний – крупнейший российский оператор речных круизов – пошла как раз по пути модернизации: доводит сейчас до высших международных стандартов теплоход “Максим Горький”, минувшим летом перебравшийся с Волги на Енисей”.

Предвкушение полярного дня

“В австрийском Корнойбурге наш четырехпалубный лайнер появился на свет в 1974-м, в затоне Красноярского судоремзавода, по сути, рождается вновь, – рассказывает в сполохах сварки капитан Юрий Синцов. – На шлюпочной палубе разместится большой ресторанно-развлекательный комплекс, на верхней – зона SPA c тренажерным залом. Каюты, декорированные, как и все интерьеры, по этническим мотивам северных народностей, станут намного просторнее”.

Каюты, как и все интерьеры, декорируются по этническим мотивам северных народностей. Фото: Из архива компании

Продажа туров, стартующих в конце мая, открыта. Первые счастливцы уже предвкушают изысканные яства сибирской кухни, элитные образцы винной библиотеки и неповторимые енисейские рассветы, которые в таймырских широтах длятся круглые сутки.

Кстати

Есть что посмотреть

Инициатива частных инвесторов, чувствующих, как велика тяга людей к экологической чистоте, экзотике, “завела” и местных энтузиастов. Мастера ремесел готовы взяться за восстановление исторических мест. В Туруханске с его музеями, монастырем, где хранятся мощи святого Василия Мангазейского. В Курейке, некогда знаменитой пантеоном ссыльного сидельца Сталина. На печально известной 503-й стройке несостоявшейся дороги Салехард – Игарка.

Поделиться ссылкой:

Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *